Скороходова Виктория Николаевна
Развиваем речь- играем пальчиками.
Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь.» В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения. Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры. Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ» Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулач- Продает она орешки. ками друг о друга попеременно.) Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, Воробью, синичке. начиная с большого.)
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и Кому в зобок, удары кулачками.) Кому в лапочку. «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулач- ками друг о друга попеременно.) Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.) Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран — Настоящий великан. Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши Как узнать? и ударяют кулачками друг о друга.) Помогите сосчитать! «ИГРУШКИ» Работа над темпом и ритмом речи На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками.) Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все И веселый Чиполлино, пальчики.) И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.) Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в Мы игрушки сосчитать. ладоши и стучат кулачками.) «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ» Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики по одному.) пять, Мы во двор пришли («Идут» по столу указательным и гулять. средним пальчиками.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.) Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми кормили, пальчиками.) С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой катались, руки по ладони левом руки.) А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.) Все в снегу домой (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.) «Варим суп» Хозяйка однажды с базара пришла. (Шагаем пальчиками по ногам Хозяйка с базара домой принесла: от бедра к коленкам.) Капусту, (По очереди загибаем пальчики Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.) Морковку, Горох, Петрушку И свёклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе. (Попеременные движения обеими руками: Кто лучше, вкусней и нужней на земле: кулачками – ладошками хлопаем по ногам.) Капуста, (По очереди загибаем пальчики Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.) Морковка, Горох, Петрушка И свёкла. Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла (Ребрами ладошек обеих рук стучим по И ножиком этим крошить начала: ногам, имитируя работу ножа.) Капусту, (По очереди загибаем пальчики Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.) Морковку, Горох, Петрушку И свёклу. Ох! Накрытые крышкою в душном горшке (Ладошки обеих рук соединить и Кипели, кипели в крутом кипятке: держать в горизонтальном положении.) Капуста, (По очереди загибаем пальчики Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.) Морковка, Горох, Петрушка И свёкла. Ох! И суп овощной оказался неплох! (Имитация движений работы ложкой.) «АПЕЛЬСИН» Мы делили апельсин. (Круговые движения кулачками рук.) Много нас, (Показывают 10 пальцев.) А он один. (Показывают 1 палец.) Эта долька – для ежа. (Дети загибают поочередно пальцы.) Эта долька – для чижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой руки тыльной стороны левой руки.) Он сердит на нас - (Сомкнуть пальцы обеих рук.) Беда!!! (Руки прижать к щекам. Покачать головой.) Разбегайтесь - (Бегут пальцами по коленкам.) Кто куда! (Руки спрятать за спину.) Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма. Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят… 12 ноября 2024 в 15:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.